Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 09.02.2015 по делу N 3-25/2015 <О признании недействующей части 4 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу № 3-25/2015

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Ельцове А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей части 4 статьи 12 Закона Республики Хакасия "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия",

установил:

Закон Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (далее - Закон № 9-ЗРХ) опубликован 09 марта 2006 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" (№ 12), действует в редакции Закона Республики Хакасия от 15 декабря 2014 года № 116-ЗРХ.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением об оспаривании части 4 статьи 12 Закона Республики Хакасия "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (в ред. от 15.12.2014), согласно которой лицам, замещавшим государственные должности не менее трех лет, за исключением мировых судей, и прекратившим полномочия (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения осуществления полномочий, связанных с их виновными действиями, в связи с неизбранием (неназначением) на новый срок полномочий, не позднее трехмесячного срока со дня прекращения полномочий предоставляется единовременная денежная выплата в трехкратном размере месячного денежного содержания на день прекращения осуществления полномочий.
В обоснование требований ссылается на то, что из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 05 апреля 2013 года № 7-П, установление гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, является дискреционным полномочием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации; органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Поскольку, как указано в заявлении прокурора, уровень бюджетной обеспеченности республики невысокий, показатели уровня социальной защищенности населения низкие, полагает, что установленные ч. 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ (в ред. от 15.12.2014) дополнительные материальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, не согласуются с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов, в силу чего противоречит требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Хакасия Васильева Е.В. доводы заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Русинская Е.Н., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменные возражения, указав, что оспариваемая норма республиканского закона не противоречит федеральному законодательству и не влечет нарушения принципов самостоятельности и сбалансированности бюджетов.
Пояснила, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05 апреля 2013 года № 7-П, установление единовременной денежной выплаты лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации и прекратившим полномочия (в том числе досрочно), является дискреционным полномочием самого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответствующим законом субъекта Российской Федерации должен быть урегулирован порядок предоставления единовременной денежной выплаты. Реализуя предоставленное действующим законодательством полномочие по установлению гарантии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в виде единовременной денежной выплаты при прекращении их полномочий, Верховный Совет Республики Хакасия в оспариваемой норме установил способ, порядок предоставления единовременной денежной выплаты, размер и условия ее получения, что полностью соответствует федеральному законодательству.
Ссылаясь на подп. 1 п. 3 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, указала, что Республика Хакасия не вошла в перечень, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2014 № 453, субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, Республика Хакасия вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Хакасия (далее - Конституция РХ) государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны.
Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия (ст. 72 Конституции РХ).
Статья 73 (ч. 1) Конституции РХ закрепляет, что Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Данная норма действует в редакции Конституционного закона Республики Хакасия от 03.11.2010 № 100-ЗРХ. До вступления в силу указанного Конституционного закона Верховный Совет Республики Хакасия состоял из 75 депутатов.
В соответствии со ст. 87 (ч. ч. 1 - 3) Конституции РХ закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия.
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения.
На основании п. "б" ст. 96 Конституции РХ Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия обнародует Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, удостоверяя их обнародование путем подписания и опубликования законов, либо отклоняет законы, принятые Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 14 календарных дней со дня их поступления в Правительство Республики Хакасия.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" официальным опубликованием законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия считается публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; в бюллетене "Вестник Хакасии".
15 февраля 2006 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия № 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия". 28 февраля 2006 года Закон № 9-ЗРХ подписан Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 09 марта 2006 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" № 12.
В Закон № 9-ЗРХ вносились изменения.
Так, 26 ноября 2014 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия № 116-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (далее - Закон № 116-ЗРХ). Закон подписан 15 декабря 2014 года Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 16 декабря 2014 года в бюллетене "Вестник Хакасии" № 89.
Из представленных представителем Верховного Совета Республики Хакасия выписок из протоколов сессий Верховного Совета Республики Хакасия следует, что изменения в Закон № 9-ЗРХ приняты правомочным законодательным органом Республики Хакасия при необходимом количестве голосов. Законы, вносящие изменения в Закон № 9-ЗРХ, подписаны уполномоченным должностным лицом и опубликованы в установленные сроки в официальных печатных изданиях.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По смыслу названных конституционных положений, региональный законодатель, обладающий широкой дискрецией при осуществлении правового регулирования в субъекте Российской Федерации, обязан исходить из того, что принимаемые им законы (иные нормативные правовые акты) не должны противоречить федеральным законам.
На основании ч. 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ (в ред. от 15.12.2014) лицам, замещавшим государственные должности не менее трех лет, за исключением мировых судей, и прекратившим полномочия (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения осуществления полномочий, связанных с их виновными действиями, в связи с неизбранием (неназначением) на новый срок полномочий, не позднее трехмесячного срока со дня прекращения полномочий предоставляется единовременная денежная выплата в трехкратном размере месячного денежного содержания на день прекращения осуществления полномочий.
Согласно абзацам 1 и 6 части 1 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации; органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной, власти субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 05 апреля 2013 года № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов" (п. 4.1), установление гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, является дискреционным полномочием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, указанное право не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.
При этом реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Из анализа статей 7, 8, 31, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах самостоятельности и сбалансированности бюджета.
Статья 31 Бюджетного кодекса РФ раскрывает содержание принципа самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Таким образом, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
В этой связи положениями Бюджетного кодекса РФ определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Данный показатель, в соответствии с п. 6 ст. 131 Бюджетного кодекса РФ, определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Из смысла приведенной нормы следует, что показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.
В свою очередь, признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Важным показателем социально-экономического положения региона также является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.
С учетом этого деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ).
Из вышеизложенного следует, что при недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемой нормой новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данное обстоятельство, в свою очередь, на основании статьи 26.14 Федеральный закон № 184-ФЗ и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ является тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера.
В статье 1 Закона Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год" указано, что дефицит республиканского бюджета на 2011 год составит сумму в размере 2 732 670 тыс. рублей.
Дефицит республиканского бюджета на 2012 год составил сумму в размере 2 723 286 тыс. рублей (ст. 1 Закона Республики Хакасия от 20.12.2011 № 126-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Дефицит республиканского бюджета на 2013 год составил сумму в размере 4 414 029 тыс. рублей (ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.12.2012 № 116-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Дефицит республиканского бюджета на 2014 год составил сумму в размере 4 577 772 тыс. рублей (ст. 1 Закона Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Дефицит республиканского бюджета на 2015 год составит сумму в размере 2 764 264 тыс. рублей (ст. 1 Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 № 121-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Из справки первого заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - министра финансов от 06.02.2014 следует, что объем государственного внутреннего долга Республики Хакасия на 01.01.2012 составил сумму в размере 3 920 836,1 тыс. рублей; на 01.01.2013 - 4 587 116,1 тыс. рублей; на 01.01.2014 - 8 382 970,9 тыс. рублей.
Справка за подписью первого заместителя Министра финансов Республики Хакасия от 26.12.2014 содержит информацию о том, что фактический размер внутреннего долга по состоянию на 01.12.2014 составляет сумму в размере 10 444 613,4 тыс. рублей.
Из анализа бюджетного законодательства Республики Хакасия следует, что на протяжении длительного периода времени бюджет Республики Хакасия является дефицитным, республика относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в связи с чем ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. 2015 год в этом плане не является исключением. Так, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2014 № 453 утвержден перечень (приложение 2) субъектов Российской Федерации, являющихся в 2015 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, в который вошла и Республика Хакасия. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ. В целом, объем полученных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в соотношении с общим объемом доходов бюджета республики за период с 2011 по 2014 (11 месяцев) годы является стабильно высоким (в 2011 году - 34,8%, в 2012 году - 31,3%, в 2013 году - 33%, в 2014 - 39,8%).
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности республики, а также низкие показатели уровня социальной защищенности населения, закрепление в ч. 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ материальной гарантии лицам, замещавшим государственные должности и прекратившим полномочия, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, противоречит требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании недействующей ч. 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ (в ред. от 15.12.2014) является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод возражений представителя Верховного Совета Республики Хакасия на заявление прокурора о том, что Республика Хакасия не вошла в перечень, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2014 № 453, субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, Республика Хакасия вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необоснован по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 24.11.2014 № 375-ФЗ) субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативное содержание данного законоположения в системе действующего правового регулирования не предполагает произвольного (расширительного) применения и не предоставляет право осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Как указывалось выше, право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, закреплено в абз. 6 ч. 1 ст. 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ. Но реализация данного права возможна при определенном условии - только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 (абз. 2, 3) Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 обращено внимание, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Частью 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ (в ред. от 15.12.2014) урегулирован вопрос, затрагивающий права значительного числа граждан - лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия. Поскольку отсутствуют сведения о том, что указанная норма до вынесения настоящего решения не применялась, суд признает ч. 4 ст. 12 Закона № 9-ЗРХ недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).
Оспариваемый в части Закон № 9-ЗРХ был опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", в связи с чем суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 4 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (в ред. от 15.12.2014).
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Е.П.РЕДЬКО


------------------------------------------------------------------