Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 03.03.2015 по делу N 2-247/2015 <О признании недействующими подпункта 2 пункта 13 Приложения N 1 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 год" и подпункта 2 пункта 5 Приложения N 2 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2014 год", утв. решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 29.01.2014 N 5>



УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу № 2-247/2015

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Дергуновой Е.В.
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,
при секретаре Лахтюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" о признании нормативного правового акта в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим, -

установил:

Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС") обратилось в суд с заявлением о признании нормативного правового акта в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим, мотивируя требования тем, что в период с 2007 года по 2012 год между администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия и ОАО "МТС" был заключен ряд договоров аренды земельных участков, находящихся в границах Усть-Абаканского района Республики Хакасия, для размещения базовых станций сотовой связи. 14 мая 2014 года Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в адрес ОАО "МТС" направлено уведомление об изменении размера арендных платежей, в связи с принятием 29 января 2014 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия решения № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.". Указанным нормативным правовым актом, в нарушение норм действующего законодательства, на 2014 год установлен такой вид разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации", что нарушает права и законные интересы ОАО "МТС". Просил суд признать решение № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г." в части установления вида разрешенного использования земельных участков - "земельные участки, предназначенные для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации" недействующим с момента его издания.
В судебном заседании представитель заявителя - ОАО "МТС" Григорьева Г.Г., действующая на основании доверенности, требования уточнила, просила суд признать решение № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.", принятое 29 января 2014 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в части введения подп. 2 п. 13 Приложения № 1 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 год" и подп. 2 п. 5 Приложения № 2 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2014 год" - "земельные участки, предназначенные для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации" противоречащими действующему законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия Тодозаков В.П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, в соответствии с ч. 1 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает включение в систему муниципальных правовых актов нормативных и иных правовых актов представительного органа муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
Частью 4 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона регламентировано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В п. п. "в", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14 декабря 2000 года № 244-О, от 07 февраля 2000 года № 16-О, от 05 июля 2001 года № 130-О, от 07 июня 2001 года № 139-О, Постановлениях от 21 ноября 2002 года № 15-П, от 30 июля 2001 года № 13-П, следует, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость нормотворческой политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).
Следовательно, при установлении размера арендной платы за землю нормативные акты органа местного самоуправления не должны вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение. В случае, если извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление такого земельного участка в собственность или аренду по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который обеспечил размещение указанного извещения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на основании заключенных с администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия договоров ОАО "МТС" является арендатором земельных участков на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия для размещения базовых станций сотовой связи.
29 января 2014 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия принято решение № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.".
Указанное решение принято Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, опубликовано в установленном законом порядке, является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Оспариваемым нормативным правовым актом в Приложении № 1 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 год" в п. 13 выделен отдельный подп. 2 - коэффициент, равный 5, для земельных участков, предназначенных для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации, в Приложении № 2 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2014 год" в п. 5 - подп. 2 коэффициент, равный 33, для земельных участков, предназначенных для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Таким образом, установление значения коэффициента, который дифференцирован в отдельных подвидах одного и того же вида разрешенного использования земельного участка, противоречит вышеназванным установленным законодательством принципам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 года № 05 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, согласно п. 2.2 которого размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:

Ап = КС x Кв x Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в зависимости от видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом № 39, вынесенным 25 февраля 2007 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Пунктом 1.2.13 данных Методических указаний установлен вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
При этом, деление указанного вида разрешенного использования на подвиды не предусмотрено.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Таким образом, данный Федеральный закон не устанавливает отличный режим правового регулирования деятельности по аренде земельных участков операторами подвижной (сотовой) связи по сравнению с операторами, оказывающими иные услуги электросвязи (местная и внутризоновая телефонная связь, междугородная и международная телефонная связь, телеграфная связь, телематические услуги связи, услуги по передаче данных и т.п.), а также по сравнению с операторами почтовой связи.
Какой-либо особый правовой режим для земельных участков земель населенных пунктов или земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения, предоставляемых в пользование операторам сотовой связи для размещения базовых станций, действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказательств законности нормативного правового акта в оспариваемой части Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.", принятое 29 января 2014 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в части не соответствует действующим нормам закона.
03 марта 2015 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия принято решение № 14 о внесении изменений в решение № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.", принятое 29 января 2014 года, согласно которым пункт 5 Приложения 2 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2014 год" изложен в следующей редакции: "земельные участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения. Земельные участки, предназначенные для размещения базовых станций сотовой связи и сооружений, объектов, необходимых для их эксплуатации" с установлением размера данного коэффициента - 0,035.
Однако на момент рассмотрения данного дела сведений о вступления в силу данного решения не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные ОАО "МТС" требования о признании нормативного правового акта в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать подп. 2 п. 13 Приложения № 1 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 год" и подп. 2 п. 5 Приложения № 2 "Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2014 год" к решению № 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.", принятому 29 января 2014 года Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия, противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере газеты "Усть-Абаканские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий
Е.В.ДЕРГУНОВА


------------------------------------------------------------------