Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 17.03.2015 по делу N 3-31/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.1.1 приложения N 1, пунктов 1.1 и 2.2 приложения N 3 к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.12.2014 N 130-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2015 год">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу № 3-31/2015

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
с участием прокурора Зайцевой О.И.,
при секретаре Ельцове А.О.,
с участием представителя заявителя ОАО "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" Мильшина А.Л., представителя заинтересованного лица Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ Данданяна М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" о признании недействующими пункта 1.1.1 приложения № 1, пунктов 1.1 и 2.2 приложения № 3 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года № 130-э в части установления на I полугодие 2015 года ставки перекрестного субсидирования в размере 129 рублей за тысячу киловатт-часов,

установил:

Открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (далее - ОАО "РУСАЛ Саяногорск") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1.1.1 приложения № 1, пунктов 1.1 и 2.2 приложения № 3 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) от 30.12.2014 № 130-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2015 год" в части установления с 01.01.2015 ставки перекрестного субсидирования в размере 129 руб./МВтч. Считает, что приказ в оспариваемой части не соответствует ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 542 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, и принятии тарифных решений". Свои требования заявитель мотивировал тем, что п. 1.3 ст. 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрена возможность снижения ставки перекрестного субсидирования по соглашению между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, переданным в аренду территориальной сетевой организации. 30.12.2013 между исполняющим обязанности главы Республики Хакасия и ОАО "РУСАЛ Саяногорск" заключено соглашение о снижении ставки перекрестного субсидирования по Республике Хакасия на 2014 год до 94 руб. 25 коп./МВт.ч. Ссылаясь на данное соглашение и пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 542, заявитель считает, что тарифы во втором полугодии 2014 года и первом полугодии 2015 года должны сохраниться на уровне действующих в первом полугодии 2014 года, поскольку Федеральным законом "Об электроэнергетике" не предусмотрена возможность повышения ставки перекрестного субсидирования органом тарифного регулирования. Размер ставки, установленный Госкомтарифэнерго Хакасии на второе полугодие 2014 года, послужил основанием для установления ставки перекрестного субсидирования на первое полугодие 2015 года, что, по мнению заявителя, нарушает не только требования законодательства, но и права и законные интересы ОАО "РУСАЛ Саяногорск".
В судебном заседании представитель заявителя ОАО "РУСАЛ Саяногорск" по доверенности Мильшин А.Л., воспользовавшись правом, предоставленным ст. 39 ГПК РФ, отказался от заявленных требований, представив суду письменное ходатайство, подписанное управляющим директором ОАО "РУСАЛ Саяногорск" Савченко А.Ю.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в силу которых отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу и учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в деле, так и для лиц, не участвующих в нем, суд пришел к выводу о необходимости проверить нормативный правовой акт в оспариваемой части на предмет соответствия его федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Госкомтарифэнерго Хакасии Данданян М.А. указывал на то, что требования ОАО "РУСАЛ Саяногорск" необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Отношения в области тарифов на электрическую энергию урегулированы Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно п. 3 ст. 24 которого установление тарифа на электрическую энергию является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу п. 1.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372, Госкомтарифэнерго Хакасии является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять: правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением; координацию государственной политики в Республике Хакасия в области энергетики и сбережения энергетических ресурсов.
В области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности) Госкомитет осуществляет, в том числе следующие полномочия: устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям; устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (п. 2.1.2). На основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Госкомитета (п. 9.2.9).
В соответствии с п. 9.3, 9.5 названного Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия для определения основных направлений деятельности Госкомитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление, общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.
Решение правления Госкомитета по обсуждаемым вопросам оформляется приказом Госкомитета на основании протокола заседания (п. 9.6).
30.12.2014 Госкомтарифэнерго Хакасии приказом № 130-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2015 год", в пунктах 1.1.1 приложения № 1 и пунктами 1.1, 2.2 приложения № 3 к приказу, установил ставку перекрестного субсидирования в размере 129 рублей на тысячу киловатт-часов.
Из протокола заседания правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.12.2014 № 94 и приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 06.05.2013 № 12-од следует, что на заседании правления 30.12.2014 присутствовало более половины членов правления (7 из 9).
Приказ от 30.12.2014 № 130-э зарегистрирован 19.01.2015 под № 28 в аппарате Правительства Республики Хакасия - в органе, уполномоченном производить государственную регистрацию нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, опубликован 24.01.2015 в газете "Хакасия" № 10 - 11 - в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Хакасия.
Таким образом, оспариваемый ОАО "РУСАЛ Саяногорск" приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.12.2014 № 130-э, а соответственно и приложения к нему, приняты полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации с соблюдением порядка его принятия и введения в действия.
Оспариваемые пункты приложений № 1 и № 3 к приказу от 30.12.2014 № 130-э не вызывают неоднозначных толкований.
Согласно разъяснению, данному в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" определено, что величина перекрестного субсидирования - размер финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Пунктом 1.2 статьи 23.2 вышеназванного закона установлен размер ставки перекрестного субсидирования в 2014 году в Республике Хакасия в размере 129 руб. за тысячу киловатт-часов.
Во исполнение п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту решения - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
В абз. 1 п. 11(1) Основ ценообразования указано, что регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике дополнены приложение № 6. В этом приложении закреплена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей. Так, согласно п. 17 данного приложения для Республики Хакасия предельная величина перекрестного субсидирования закреплена на уровне 1 411 831 руб. 55 коп. без НДС.
Согласно приложению № 5 к Основам ценообразования ставка перекрестного субсидирования в 2014 году для Республики Хакасия установлена в размере 129 руб. за тысячу киловатт-часов.
Размер ставки перекрестного субсидирования на 2015 год нормативными документами не установлен, однако в соответствии с п. 81(3) Основ ценообразования ставка перекрестного субсидирования при установлении тарифов на 2015 год и последующие годы, учитываемая на уровне напряжения (ВН1), в соответствующем субъекте Российской Федерации определяется по формуле, приведенной в данном пункте, согласно которой при подсчете снижения ставки перекрестного субсидирования по субъекту Российской Федерации (в процентах), применяются показатели: минимальное снижение ставки перекрестного субсидирования, определяемое в соответствии с пунктом 81(4) (в процентах); размер средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных для снижения ставки перекрестного субсидирования в соответствующем субъекте Российской Федерации на год (i) (в рублях); плановый объем полезного отпуска электрической энергии потребителей на уровне напряжения ВН1 на год (i) (в МВт·ч.).
Поскольку снижение ставки перекрестного субсидирования в Республике Хакасия пунктом 81(4) вышеназванных Основ ценообразования и пунктом 1.3 ст. 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено только с 01.07.2015, Госкомтарифэнерго Хакасии, применяя вышеуказанную формулу при установлении ставки на 2015 год, значение снижения ставки правомерно принял за ноль.
Вышеперечисленными нормами Основ ценообразования и Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено также, что более быстрое снижение ставки перекрестного субсидирования, чем указано в настоящем пункте, может осуществляться по соглашению между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, переданным в аренду территориальной сетевой организации.
Ставка перекрестного субсидирования дополнительно уменьшается на размер средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае предоставления таких средств для снижения величины перекрестного субсидирования территориальным сетевым организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако исходя из содержания приведенной нормы и из порядка установления и регулирования цен и тарифов в электроэнергетике, закрепленного в действующем законодательстве, не следует, что соглашением между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и потребителем возможно установление именно размера ставки перекрестного субсидирования, полномочиями по установлению такой ставки, как указано выше, в силу п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Какого-либо процента снижения ставки перекрестного субсидирования либо иных показателей, позволяющих Госкомтарифэнерго Хакасии применить их при подсчете снижения ставки перекрестного субсидирования и соответственно названного тарифа на 1 полугодие 2015 года, в Республике Хакасия соглашениями не установлено.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 1.1.1 приложения № 1, пункты 1.1 и 2.2 приложения № 3 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года № 130-э в части установления на I полугодие 2015 года ставки перекрестного субсидирования в размере 129 рублей за тысячу киловатт-часов не противоречит федеральному закону либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.1.1 приложения № 1, пунктов 1.1 и 2.2 приложения № 3 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года № 130-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2015 год" в части установления на I полугодие 2015 года ставки перекрестного субсидирования в размере 129 рублей за тысячу киловатт-часов.
Настоящее решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2015 года.

Председательствующий
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА

Судья
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА


------------------------------------------------------------------