Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 30.03.2015 по делу N 3-32/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 N 06-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" и пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.04.2011 N 30-ЗРХ ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу № 3-32/2015

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бочаровой Людмилы Алексеевны о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими в части абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 № 06-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" и пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.04.2011 № 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)",

установил:

Закон Республики Хакасия от 05 апреля 2011 года № 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон № 30-ЗРХ) опубликован 08 апреля 2011 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" (№ 29), действует в редакции Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 15-ЗРХ.
Закон Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 06-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" (далее - Закон № 06-ЗРХ) опубликован 24 февраля 2014 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" (№ 13).
Бочарова Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона № 06-ЗРХ и пункта 2 части 1 статьи 1 Закона № 30-ЗРХ в части слов: "...при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки;", согласно которым право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - меры социальной поддержки) имеют педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки.
Как следует из материалов заявления, Бочарова Л.А. больше 10 лет (с 15.08.1992 по 20.05.2013) проживала (проживает по настоящее время) и работала в сельской местности воспитателем в Белоярской коррекционной школе-интернате восьмого вида. В период трудовой деятельности ей, как педагогу, работавшему и проживающему в сельской местности, были назначены компенсационные выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения. С 16.09.2014 является получателем трудовой пенсии по старости. После выхода на пенсию в предоставлении указанных мер социальной поддержке было отказано со ссылкой на оспариваемые нормы регионального законодательства, поскольку заявитель непосредственно перед выходом на пенсию не осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении в сельском населенном пункте. Ссылаясь на правовые акты Союза ССР, Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", считает, что оспариваемые региональные законоположения противоречат федеральному законодательству, нарушают ее право на получение мер социальной поддержки, как педагогического работника проработавшего в сельской местности более 10 лет, но вышедшей на пенсию не с образовательной организации, расположенной в сельском населенном пункте.
В судебном заседании заявитель Бочарова Л.А. доводы заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица Верховного Совета Республики Хакасия Космынина Л.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменные возражения, указав, что оспариваемые нормы республиканского закона не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя. На момент выхода на пенсию Бочарова Л.А. не подпадала под категорию граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, так как право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено для проживающих в сельских населенных пунктах педагогических работников, вышедших на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населенных пунктах составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах и имели право на указанные меры социальной поддержки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Васильевой Е.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Хакасия (далее - Конституция РХ) государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны.
Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия (ст. 72 Конституции РХ).
Статья 73 (часть 1) Конституции РХ закрепляет, что Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 87 (части 1 - 3) Конституции РХ закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия.
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения.
На основании п. "б" ст. 96 Конституции РХ Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия обнародует Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, удостоверяя их обнародование путем подписания и опубликования законов, либо отклоняет законы, принятые Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 14 календарных дней со дня их поступления в Правительство Республики Хакасия.
На дату принятия Закона № 30-ЗРХ и внесения в него изменений действовал Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", утративший силу в связи с принятием Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ.
Согласно ч. 1 ст. 34 указанного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия считалось публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
23 марта 2011 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия № 30-ЗРХ "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия". Закон подписан 05.04.2011 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 08.04.2011 в бюллетене "Вестник Хакасии" № 29.
В Закон № 30-ЗРХ вносились изменения.
Так, 12 февраля 2014 года на сессии Верховного Совета Республики Хакасия был принят Закона Республики Хакасия № 06-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия". Закон подписан 21.02.2014 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 24.02.2014 в бюллетене "Вестник Хакасии" № 13.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 06-ЗРХ наименование Закона № 06-ЗРХ изложено в следующей редакции: "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Законом № 06-ЗРХ (абз. 5 подп. "б" п. 3 ст. 1) пункт 2 часть 1 статьи 1 Закона № 30-ЗРХ изложен в следующей редакции: "2) педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки;".
На основании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона № 30-ЗРХ (в ред. от 21.02.2014) право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - меры социальной поддержки) имеют следующие категории граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа): педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки.
Из представленных представителем Верховного Совета Республики Хакасия выписок из протоколов сессий Верховного Совета Республики Хакасия следует, что Закон № 30-ЗРХ, Закон № 06-ЗРХ приняты правомочным законодательным органом Республики Хакасия при необходимом количестве голосов. Законы подписаны уполномоченным должностным лицом и опубликованы в установленные сроки в официальном печатном издании "Вестник Хакасии".
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 7 в соответствии с целями социального государства установление гарантий социальной защиты населения, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, относя соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.
В силу п.п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также общие вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (п. 2.1 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ).
В силу абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 29.12.2010) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" утратил силу с 01 сентября 2013 года.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель установил право педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, при этом закрепил, что они должны и проживать, и работать в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Данное право было закреплено и в Законе Российской Федерации "Об образовании". При этом каких-либо норм, регламентирующих аналогичное право для педагогов-пенсионеров, проживающих в сельской местности, федеральным законодательством не предусмотрено.
Законодатель субъекта Российской Федерации, который в силу Конституции Российской Федерации не вправе вторгаться в сферу ведения Российской Федерации, может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях, когда в федеральном законе те или иные общественные отношения не урегулированы, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в Постановлении от 01.02.1996 № 3-П, нашла закрепление в п. 2 ст. 3 Закона № 184-ФЗ.
Как следует из ч. 3 ст. 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В оспариваемой норме Закона № 30-ЗРХ были определены категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и условия ее предоставления. Законодательный орган Республики Хакасия закрепил право педагогических работников, вышедших на пенсию (общий стаж работы в образовательных организация в сельских населенных пунктах должен составлять не менее 10 лет), на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, установив условия реализации этого права, - педагогический работник не только непосредственно перед выходом на пенсию должен осуществлять педагогическая деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), но и иметь право на указанные меры социальной поддержки.
Региональная норма, устанавливающая право вышедших на пенсию педагогических работников и определяющая конкретные условия для реализации этого права, сама по себе не может противоречить федеральному законодательству, не регулирующему эти правоотношения.
Указанное правовое регулирование направлено на сохранение за вышедшими на пенсию и имеющими продолжительный стаж работы в расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа образовательных учреждениях лицами мер социальной поддержки (ранее - льгот), которыми они длительное время пользовались (или имели право пользоваться), в силу чего не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Кроме того, и на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, в частности Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", а также постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" и от 24 января 1985 года № 85 "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах", предоставление мер социальной поддержки (льгот) вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, осуществлялось аналогичным образом.
Таким образом, оспариваемый Бочаровой Л.А. в части пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.04.2011 № 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (в ред. от 21.02.2014) не противоречит федеральному законодательству.
В пункте 26 постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 обращено внимание, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Правовые гарантии социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) определяет Закон № 30-ЗРХ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании недействующим в части абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона № 06-ЗРХ, поскольку данное законоположение не противоречит федеральному законодательству, так как непосредственно в системе действующего правового регулирования не определяет ни меры, ни условия социальной поддержки педагогических работников, следовательно, в этом аспекте не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Довод Бочаровой Л.А. о противоречии оспариваемых региональных законоположений правовым актам Союза ССР, Закону Российской Федерации "Об образовании" основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Бочаровой Людмилы Алексеевны о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 № 06-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" отказать.
В удовлетворении заявления Бочаровой Людмилы Алексеевны о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.04.2011 № 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (в ред. от 21.02.2014) отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Е.П.РЕДЬКО


------------------------------------------------------------------