Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 02.04.2015 по делу N 3-33/2015 <О признании частично недействующим Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2004 N 194 >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу № 3-33/2015

Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании пунктов 1.4 - 1.6, 1.8, 2.1, 2.14, 2.15, 3.1 Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 "О сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Республики Хакасия" (в редакции от 22 декабря 2014 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими в части,

установил:

Прокурор Республики Хакасия (далее - прокурор) обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением о признании пунктов 1.4 - 1.6, 1.8, 2.1, 2.14, 2.15, 3.1 Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия (далее - Положение о СНЛК РХ), утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 "О сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Республики Хакасия" (в редакции от 22 декабря 2014 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими в части, указывая, что действующим законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлено право осуществлять правовое регулирование деятельности СНЛК. Организацию, основные задачи и порядок формирования СНЛК, являющейся общегосударственной структурой, определяет Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, утвержденное ГКЧС Российской Федерации 30 октября 1993 года, Минприроды Российской Федерации 29.10.1993 года, Минздравом Российской Федерации 27 октября 1993 года, Минсельхозом Российской Федерации 29 октября 1993 года, Госсанэпидемнадзором Российской Федерации 27 октября 1993 года, Росгидрометом 20 октября 1993 года (далее - Положение о СНЛК РФ).
По мнению прокурора, пункт 1.4 Положения о СНЛК РХ противоречит абзацу 3 пункта 2 Положения о СНЛК РФ в части установления целей организации и проведения наблюдения и лабораторного контроля, отличных от установленных на федеральном уровне. Пункт 1.5 Положения о СНЛК РХ необоснованно, в нарушение компетенции Правительства Республики Хакасия, сужает круг основных задач, стоящих перед структурными подразделениями СНЛК РФ в соответствии с пунктами 1, 14, 16, 18 Положения о СНЛК РФ. Абзацы 2, 4 и 5 пункта 1.6 Положения о СНЛК РХ противоречат абзацам 11, 12 пункта 2 Положения о СНЛК РФ, поскольку на федеральном уровне в основу принадлежности к региональному уровню СНЛК положен признак территориальности, а не признак представления интересов отдельно взятого региона или муниципального образования. Указанные нормы противоречат федеральному законодательству и в части установления органов, осуществляющих координацию деятельности на муниципальном уровне СНЛК. Абзацы 1, 2, 4, 5 пункта 1.8 Положения о СНЛК РХ, по мнению прокурора, противоречат пункту 6 Положения о СНЛК РФ в части определения основы СНЛК, отличной от установленной на федеральном уровне; в части наличия возможности приведения в готовность головных учреждений СНЛК за рамками 8 часов; в части установления порядка определения перечня головных учреждений СНЛК регионального уровня и согласования его с ГКЧС России, а также в части установления порядка согласования перечня головных учреждений и их дублеров местного уровня СНЛК.
Также, по мнению прокурора, абзацы 4, 5, 8, 9 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ противоречат абзацам 3, 4, 7, 8 пункта 4 Положения о СНЛК РФ в части определения составляющих режима повышенной готовности, отличного от установленного на федеральном уровне, и в части определения уровня правового акта, содержащего объем задач для СНЛК, в том числе в режиме чрезвычайной ситуации; в части установления закрытого перечня объектов возможного загрязнения, в то время как на федеральном уровне этот перечень открытый, и в части употребления неоднозначного термина "бактериальные средства"; в части установления оснований для направления учреждениями СНЛК экстренной информации и отсутствия определенного органа, получающего экстренную информацию. Абзац 20 пункта 2.14 Положения о СНЛК РХ противоречит абзацу 20 пункта 2.14 Положения о СНЛК РФ в части определения органов, в которые учреждения СНЛК обязаны предоставлять информацию. Пункт 2.15 Положения о СНЛК РХ принят Правительством Республики Хакасия с превышением полномочий, поскольку изложенные в нем нормы о функционировании СНЛК в военное время в составе единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения не предусмотрены федеральным законодательством.
Кроме того, по мнению прокурора, абзац 2 пункта 3.1 Положения о СНЛК РХ противоречит абзацу 2 пункта 24 Положения о СНЛК РФ в части определения субъектов распределения приборов радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средств индивидуальной защиты, а также разработки штатов и табелей оснащения учреждений СНЛК.
В судебном заседании помощник прокурора Республики Хакасия Васильева Е.В., действующая на основании служебного удостоверения, поддержала требования заявления, ссылаясь на изложенные в нем доводы.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Хакасия Кунучаков В.Г., действующий на основании доверенности от 25 июля 2014 года, требования заявления не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что в соответствии со статьями 4, 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в установленном порядке утвердить перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В силу пункта 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, в субъектах Российской Федерации создаются территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок деятельности которых определяется положениями о них, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положение о СНЛК РФ утверждено руководителями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые, как полагает представитель заинтересованного лица, полномочиями по принятию нормативных правовых актов в области гражданской обороны, обязательных для исполнения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не наделены. В приложении № 3 к Положению о СНЛК, содержащем перечень министерств и ведомств Российской Федерации, привлекаемых к формированию структуры СНЛК, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют.
Дополнительно пояснил, что в субъектах Российской Федерации государственными органами исполнительной власти утверждены положения о сети наблюдения и лабораторного контроля, которые не оспорены и по своему содержанию не идентичны Положению о СНЛК РФ. Полагает, что оспариваемое Положение о СНЛК РХ утверждено Правительством Республики Хакасия в соответствии с его полномочиями, предусмотренными действующим законодательством, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по принятию нормативных правовых актов в области гражданской обороны, обязательных для исполнения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также, полагает, что оспариваемое Положение, по существу указывает на те же цели и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля, что содержит и Положение о СНЛК РФ, а также не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правил поведения для неопределенного круга лиц и носит ведомственный характер.
Выслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 указанного Федерального закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, также определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся, в том числе, силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в установленном порядке утвердить перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечить их автоматизированный учет, хранение и обновление (подпункт "а" пункта 1 и пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1007).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В соответствии с пунктами 2, 3, абзацем 1 пункта 4 и пунктом 5 вышеуказанного Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, в их совокупности, следует, что определяемые законодателем на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" цели и задачи, принципы построения и взаимодействия основных элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются общими, как для функциональных подсистем, которые создаются федеральными органами исполнительной власти, так и для территориальных подсистем, создающихся в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и действующих в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В рамках вышеуказанного законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 "О сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Республики Хакасия" утверждено Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия (пункт 2 Постановления, приложение № 1 к Постановлению), которое действует в настоящее время в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 25 августа 2005 года № 264, от 08 ноября 2012 года № 745, от 22 ноября 2013 года № 639 и от 22 декабря 2014 года № 692.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 с последующими изменениями опубликовано в бюллетенях "Вестник Хакасии" от 23 декабря 2004 года № 62, от 09 сентября 2005 года № 42, от 09 ноября 2012 года № 94, от 02 декабря 2013 года № 71, от 26 декабря 2014 года № 96 в соответствии со статьями 30 и 35 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" и является нормативным правовым актом, поскольку утвержденное им Положение о СНЛК РХ содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, как для организаций и учреждений, включенных в территориальную подсистему СНЛК РХ, так и для их сотрудников, а также граждан и организаций, в интересах которых действует подсистема, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановление издано Правительством Республики Хакасия в силу полномочий, возложенных на него статьями 93 и 94 Конституции Республики Хакасия, статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 и пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Доказательства государственной регистрации указанного нормативного правового акта Республики Хакасия в соответствии с требованиями пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" и пунктов 3, 5, 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года № 904, суду не представлены.
Этот факт не свидетельствует о недействительности оспариваемого прокурором нормативного правового акта, однако доказательства проведения его правовой экспертизы также не представлены.
В то же время, отдельные нормы Положения о СНЛК РХ утверждены Правительством Республики Хакасия с превышением своих полномочий и в нарушение федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Так, в соответствии с пунктами 1.4, 1.5 вышеуказанного Положения СНЛК организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановок;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановок в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановок методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнений и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановках в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
Кроме того, согласно абзацам 4 и 8 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановок, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Между тем, как указано выше, цели и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные принципы ее формирования, устанавливаются федеральным законодательством, в том числе федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Во исполнение поручения, данного пунктом 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 437, Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 30 октября 1993 года совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утверждено Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Российской Федерации, которое определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования Сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), являющейся общегосударственной структурой (пункт 1 Положения о СНЛК РФ).
В силу абзацев 1 и 3 пункта 2 вышеуказанного Положения СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
Наблюдение (способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и ВС с помощью технических средств) и лабораторный контроль (обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации) в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации (комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, СДЯВ, БС и определить их вид) радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых (СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
Таким образом, цели СНЛК, определенные в Положении о СНЛК РХ, отличаются от целей, определенных для Сети наблюдения и лабораторного контроля, как общегосударственной структуры, в Положении о СНЛК РФ, а толкование оспариваемой нормы Положения о СНЛК РХ не свидетельствует об идентичности указанных в ней целей целям, определенным на федеральном уровне. При этом федеральным законодательством исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлены полномочия по определению целей СНЛК.
Следовательно, указанная норма Положения о СНЛК РХ является незаконной, так как утверждена Правительством Республики Хакасия с превышением полномочий.
Анализ задач, установленных для Сети наблюдения и лабораторного контроля Положением о СНЛК РФ, также свидетельствует о значительном сужении круга данных задач в Положении о СНЛК РХ.
Так, согласно пункту 9, абзацу 2 пункта 11, пунктам 14, 16 Положения о СНЛК РФ на территориальные управления, краевые, областные, городские центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета, специализированные инспекции аналитического контроля Минприроды России, специализированные комбинаты "Радон" возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и СДЯВ;
установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.
На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные первой категории центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возлагается:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и СДЯВ;
оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории.
Основными задачами республиканских, краевых, областных ветеринарных лабораторий Минсельхоза России являются:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, СДЯВ, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, СДЯВ;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка кадров специалистов.
Основными задачами республиканских, краевых, областных проектно-изыскательских центров и станций агрохимической службы (ПИЦАС, ПИСАС), центров химизации и сельскохозяйственной радиологии (ЦХСР) Минсельхоза России являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и СДЯВ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, СДЯВ, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;
проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода (К(н) и К(п);
оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.
Сужение круга задач, стоящих перед учреждениями СНЛК, осуществлено Правительством Республики Хакасия в пункте 1.5 Положения о СНЛК РХ не только с превышением полномочий, поскольку цели и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются федеральным законодательством, но и несмотря на то, что функционально в территориальную подсистему СНЛК РХ включены федеральные учреждения и территориальные филиалы федеральных учреждений (пункт 1.7 Положения о СНЛК РХ, Приложения № 2 и № 3 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194).
Доводы представителя заинтересованного лица о передаче спорных полномочий Правительством Российской Федерации исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации являются необоснованными, поскольку ни пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", ни пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, не предоставляют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению принципов функционирования, определению целей и задач территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также, как указано выше, реализация субъектом Российской Федерации полномочий по решению вопросов в сфере защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не может носить произвольный характер. Принимаемые в указанной сфере нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации должны соответствовать требованиям федеральных нормативных актов, в том числе, Положению о СНЛК РФ.
Поскольку цели и задачи СНЛК РХ определены в пунктах 1.4 и 1.5 Положения о СНЛК РХ незаконно, с превышением полномочий Правительства Республики Хакасия, незаконными также являются абзацы 4 и 8 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ, устанавливающие наблюдение и лабораторный контроль в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации в объеме задач, установленных не действующим федеральным законодательством, а оспариваемым Положением о СНЛК РХ.
Кроме того, абзацем 4 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ установлены составляющие режима повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановок, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны), которые отличаются от составляющих режима повышенной готовности, определенных абзацем 3 пункта 4 Положения о СНЛК РФ (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).
При этом, если понятие "ухудшение биологической обстановки", содержащееся в Положении о СНЛК РХ, по существу, повторяет понятие "ухудшение микробиологической обстановки", содержащееся в Положении о СНЛК РФ, не изменяя его, с учетом целей и задач, стоящих перед СНЛК в соответствии с Положением о СНЛК РФ, то такая составляющая режима повышенной готовности, как "ухудшение сейсмической обстановки" в Положении о СНЛК РХ отсутствует, что является незаконным, поскольку произвольно сужает объекты реагирования СНЛК, являющейся общегосударственной структурой (пункт 1 Положения о СНЛК РФ).
В силу абзацев 1, 2 и 4 пункта Положения о СНЛК РХ СНЛК имеет два уровня: региональный и муниципальный.
Региональный уровень формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Хакасия и решающих задачи в интересах республики.
Муниципальный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий, учреждений и организаций, решающих задачи в интересах одного или нескольких муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия.
Указанные нормы Положения о СНЛК РХ приняты в соответствии с полномочиями Правительства Республики Хакасия и не противоречат действующему федеральному законодательству, в том числе абзацам 11 и 12 пункта 2 Положения о СНЛК РФ, согласно которым региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона; местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.
По смыслу оспариваемых прокурором норм, указание в них на то, что формирование СНЛК регионального и муниципального уровня осуществляется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Хакасия и решающих задачи в интересах республики, а также в интересах муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, соответствует территориальному принципу формирования СНЛК в субъектах Российской Федерации, установленному в пунктах 3, 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пункте 2 Положения о СНЛК РФ.
Согласно абзацу 5 пункта 1.6 Положения о СНЛК РХ координацию деятельности на муниципальном уровне СНЛК осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления во взаимодействии с органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Данная норма Положения о СНЛК РХ не противоречит действующему федеральному законодательству.
В силу абзаца 1 пункта 6, абзаца 4 пункта 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Не противоречит указанная норма Положения о СНЛК РХ и абзацу 12 пункта 2 Положения о СНЛК РФ, согласно которому координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поскольку, как следует из Схемы СНЛК РФ (Приложение № 1 к Положению о СНЛК РФ), к местному уровню СНЛК относятся штабы по делам ГО и ЧС как республик и областей, так и городов и районов, а сами штабы ГО и ЧС после принятия Положения о СНЛК РФ реорганизованы на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.8 Положения о СНЛК РХ основу СНЛК составляют филиалы федеральных государственных учреждений, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры агрохимической службы, метеорологические станции, а также учреждения СНЛК, создаваемые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления для решения задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Головные учреждения СНЛК являются, как правило, подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции государственных учреждений Республики Хакасия СНЛК. В качестве дублеров используются один - два районных филиала федеральных государственных учреждений и соответствующие им ветеринарные лаборатории, станции агрохимической службы, защиты растений, гидрометеорологические станции и посты и другое.
Перечень головных учреждений СНЛК регионального уровня определяется исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и согласовывается с Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия.
Перечень головных учреждений и их дублеров СНЛК муниципального уровня согласовывается с органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления и утверждается органами местного самоуправления.
Нормы абзацев 1, 4, 5 пункта 1.8 Положения о СНЛК РХ не противоречат действующему федеральному законодательству, в том числе и абзацам 1, 10 пункта 6 Положения о СНЛК РФ, согласно которым основу СНЛК составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе ведущих научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, республиканские, краевые, областные, зональные и городские учреждения (расположенные в городах, отнесенных к особой, первой и второй группам по гражданской обороне), являющиеся головными.
Перечень головных учреждений СНЛК федерального и регионального уровней по представлению министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации согласовывается с ГКЧС России. Перечень головных учреждений и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Как указано выше, из Схемы СНЛК РФ (Приложение № 1 к Положению о СНЛК РФ) следует, что к местному уровню СНЛК по Положению о СНЛК РФ относятся территориальные уровни субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а сами штабы ГО и ЧС после принятия Положения о СНЛК РФ реорганизованы на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Также, в настоящее время, в соответствии с пунктом 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, постоянно действующими органами управления единой системы, с которыми подлежит согласованию перечень учреждений СНЛК на соответствующем уровне, на региональном уровне являются территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, а на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Кроме того, основу СНЛК РХ, как следует из Приложений № 2 "Перечень органов государственной власти, учреждений и организаций, привлекаемых к формированию структуры СНЛК на территории Республики Хакасия" и № 3 "Перечень расположения структурных подразделений, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля на территории Республики Хакасия", утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194, составляют учреждения, организации и филиалы учреждений, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Хакасия, что соответствует принципам формирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенному в пункте 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794.
Следовательно, абзац 1 пункта 1.8 Положения о СНЛК РХ не устанавливает основу СНЛК отличную от определенной на федеральном уровне, а установленный абзацами 4 и 5 пункта 1.8 Положения о СНЛК РХ порядок согласования перечня головных учреждений СНЛК регионального уровня, головных учреждений и их дублеров местного уровня не противоречит действующему федеральному законодательству.
В то же время, абзац 2 пункта 1.8 Положения о СНЛК РХ, в части установления, что головные учреждения СНЛК являются, как правило, подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов, противоречит требованиям федерального законодательства, в частности абзацу 8 пункта 6 Положения о СНЛК РФ, где указано, что головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов, поскольку буквальное толкование данной нормы свидетельствует о том, что головные учреждения СНЛК повышенной готовности могут быть приведены в готовность более, чем за 8 часов.
Это не соответствует принципам формирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей, в соответствии с пунктом 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также принципам формирования СНЛК, как общегосударственной структуры, являющейся составной частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), устанавливающим, что выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК (пункт 1 и абзац 1 пункта 2 Положения о СНЛК РФ).
В соответствии с абзацами 5 и 9 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ информация об ухудшении обстановки: обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды - передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Хакасия.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (в воздухе, почве и воде), продуктах питания, в пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые уровни, а также отравляющих веществ и биологических средств, о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий региональный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В то же время, согласно абзацам 5 и 9 пункта 4 Положения о СНЛК РФ информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Абзац 5 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ является неопределенным в части применения термина "бактериальные средства", в то время как в Положении о СНЛК РФ употребляется термин "биологические (бактериологические) средства", что вызывает его неоднозначное толкование, применение и является недопустимым.
Кроме того, перечень объектов возможного загрязнения РВ, СДЯВ, а также ОВ и БС в указанной норме Положения о СНЛК РХ является закрытым, что противоречит Положению о СНЛК РФ, где он является открытым.
Абзац 9 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ также противоречит федеральному законодательству, абзацу 8 пункта 4 Положения о СНЛК РФ, в части установления оснований для направления учреждениями СНЛК экстренной информации.
Так, в числе оснований такой информации указано: "о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений".
В то же время, абзацем 8 пункта 4 Положения о СНЛК РФ к числу таких оснований отнесено: "о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений".
Содержащееся в абзаце 9 пункта 2.1 Положения о СНЛК РХ основание для направления экстренной информации "о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний)", как таковое, не противоречит общим целям и задачам СНЛК, определенным федеральным законодательством.
Однако применение термина "единичный" вместо термина "массовый" приводит к неоднозначному толкованию, неопределенности правовой нормы, и может привести к неоднозначному ее применению, когда экстренные сообщения будут направляться только в случаях единичных особо опасных инфекционных заболеваний, а не их массовых вспышек, что является недопустимым.
Согласно абзацу 20 пункта 2.14, абзацу 2 пункта 3.1 Положения о СНЛК РХ учреждения СНЛК должны иметь переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления.
Приборы радиационной, химической и биологической разведок, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются учреждениями СНЛК в соответствии с табелями оснащения в военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются учреждениями СНЛК и согласовываются с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
По мнению прокурора, указанные нормы противоречат федеральному законодательству, а именно, абзац 20 пункта 2.14 Положения о СНЛК РХ противоречит абзацу 19 пункта 23 Положения о СНЛК РФ, согласно которому учреждения СНЛК должны иметь переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГО и чрезвычайным ситуациям, в части определения органов, в которые учреждения СНЛК обязаны предоставлять информацию. А абзац 2 пункта 3.1 Положения о СНЛК РХ в части определения субъектов распределения приборов радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средств индивидуальной защиты, а также разработки штатов и табелей оснащения учреждений СНЛК противоречит абзацу 2 пункта 24 Положения о СНЛК РФ, в соответствии с которым приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации и согласовываются с ГКЧС России.
Между тем, как было указано выше, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реорганизованы в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности, определяется положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, абзац 20 пункта 2.14 и абзац 2 пункта 3.1 Положения о СНЛК РХ не противоречат действующему федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2.15 Положения о СНЛК РХ в военное время сеть наблюдения и лабораторного контроля функционирует в составе подсистемы единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).
В федеральном законодательстве указанная норма отсутствует, представитель заинтересованного лица не смог пояснить ее соответствие действующему законодательству, а по смыслу Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статьи 4 и 4.1), законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не может быть произвольным и должно соответствовать общим принципам формирования и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенным в федеральном законодательстве.
Изложенное свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы Положения о СНЛК РХ.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда в оспариваемой части нормативный правовой акт применялся (действовал), суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части: пункт 1.4 в части установления целей организации и проведения наблюдения и лабораторного контроля, отличных от уже установленных на федеральном уровне; пункт 1.5 в части сужения круга основных задач, стоящих перед структурными подразделениями СНЛК; абзац 2 пункта 1.8 в части предоставления возможности приведения в готовность головных учреждений СНЛК за рамками 8 часов; абзац 4 пункта 2.1 в части определения составляющих режима повышенной готовности, отличного от уже установленного на федеральном уровне и уровня правового акта, определяющего объем задач для СНЛК; абзац 5 пункта 2.1 в части употребления неопределенного термина и установления закрытого перечня объектов возможного загрязнения РВ, СДЯВ, а также ОВ и БС; абзац 8 пункта 2.1 в части определения уровня нормативного правового акта, закрепляющего объем задач наблюдения и лабораторного контроля в режиме чрезвычайной ситуации; абзац 9 пункта 2.1 в части установления оснований для направления учреждениями СНЛК экстренной информации; пункт 2.15.
В остальной части требования заявления прокурора удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в журнале "Вестник Хакасии", суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в очередном номере указанного издания.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования заявления прокурора Республики Хакасия о признании пунктов 1.4 - 1.6, 1.8, 2.1, 2.14, 2.15, 3.1 Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 "О сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Республики Хакасия" (в редакции от 22 декабря 2014 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими в части - удовлетворить в части.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие нормы Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 июля 2004 года № 194 "О сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Республики Хакасия" (в редакции от 22 декабря 2014 года):
пункт 1.4 в части установления целей организации и проведения наблюдения и лабораторного контроля, отличных от уже установленных на федеральном уровне;
пункт 1.5 в части сужения круга основных задач, стоящих перед структурными подразделениями СНЛК;
абзац 2 пункта 1.8 в части предоставления возможности приведения в готовность головных учреждений СНЛК за рамками 8 часов;
абзац 4 пункта 2.1 в части определения составляющих режима повышенной готовности, отличного от уже установленного на федеральном уровне и уровня правового акта, определяющего объем задач для СНЛК;
абзац 5 пункта 2.1 в части употребления неопределенного термина и установления закрытого перечня объектов возможного загрязнения РВ, СДЯВ, а также ОВ и БС;
абзац 8 пункта 2.1 в части определения уровня нормативного правового акта, закрепляющего объем задач наблюдения и лабораторного контроля в режиме чрезвычайной ситуации;
абзац 9 пункта 2.1 в части установления оснований для направления учреждениями СНЛК экстренной информации;
пункт 2.15.
В удовлетворении остальной части заявления прокурора - отказать.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать в журнале "Вестник Хакасии" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, предоставления прокурора через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий
О.В.ВЕНИЧЕНКО


------------------------------------------------------------------