Постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 21.05.2015 N 147/1069-6 "О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования в Республике Хакасия"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. № 147/1069-6
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И
ДАННЫХ ОБ ИЗБИРАТЕЛЯХ, ПОСТАВИВШИХ СВОИ ПОДПИСИ
В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ
КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 29, 30 Закона Республики Хакасия "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" Избирательная комиссия Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по проверке подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования в Республике Хакасия (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать избирательным комиссиям, организующим проведение выборов в органы местного самоуправления в Республике Хакасия, при проверке подписных листов руководствоваться утвержденными Рекомендациями.
3. Признать утратившим силу решение Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря 2011 года № 29/239-6.
4. Направить настоящее Постановление в территориальные избирательные комиссии Республики Хакасия и разместить на Интернет-сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия.
Председатель комиссии
А.В.ЧУМАНИН
Секретарь комиссии
В.Н.ТОГОЧАКОВ
Приложение
к Постановлению
Избирательной комиссии
Республики Хакасия
от 21 мая 2015 года № 147/1069-6
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ДОСТОВЕРНОСТИ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ОБ
ИЗБИРАТЕЛЯХ, ПОСТАВИВШИХ СВОИ ПОДПИСИ В ПОДДЕРЖКУ
ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ
КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования в Республике Хакасия (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 года № 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
I. Организационно-правовые аспекты приема
и проверки подписных листов
1.1. Нормативная база
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов приему и проверке подписных листов установлены статьями 27 и 29 Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 года № 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия). Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 6 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону.
Исходя из пункта 1 статьи 34 Федерального закона, статей 23 и 26(1) Закона Республики Хакасия подписи избирателей собираются в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона, абзацем вторым части 1 статьи 31 Закона Республики Хакасия).
В соответствии с пунктами 4, 6, 10 статьи 35.1 Федерального закона Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 7 мая 2015 № 146/1026-6 "О списках политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей" утвержден список политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4, 6 статьи 35.1 Федерального закона и выдвижение которыми (их региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей.
Законом Республики Хакасия установлены:
порядок сбора подписей избирателей и количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей (части 1 - 3 статьи 27 и часть 4 статьи 29 Закона Республики Хакасия);
форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (часть 6 статьи 27 Закона Республики Хакасия);
процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (статья 30 Закона Республики Хакасия).
1.2. Организация работы
При подготовке к выборам избирательной комиссии, к полномочиям которой относится регистрация кандидатов, списков кандидатов, целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке подписных листов (далее - Рабочая группа), представляемых кандидатами, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов для регистрации.
В задачи Рабочей группы, как правило, входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов и иных связанных с ними документов;
проведение случайной выборки подписных листов и подготовка протокола случайной выборки;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка протоколов об итогах проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде постановлений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона, части 2 статьи 30 Закона Республики Хакасия к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему и проверке подписных листов.
Как правило, проверка проводится в отдельном помещении. При необходимости проверки большого объема подписных листов может быть организована двухсменная работа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона, частью 4 статьи 30 Закона Республики Хакасия при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона, частью 2 статьи 30 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа поселения по решению Избирательной комиссии Республики Хакасия может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
II. Прием подписных листов
2.1. Порядок приема подписных листов и иных
связанных с ними документов
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, с частью 1 статьи 29 Закона Республики Хакасия в случае, если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в соответствующую избирательную комиссию представляются:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной муниципальной комиссией.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Республики Хакасия количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов.
Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
При этом согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.
Форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается постановлением избирательной комиссии, организующей выборы. В протоколе должны содержаться следующие сведения:
фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество листов в папке;
количество подписей в папке.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения внесли оформленные в соответствии с требованиями Закона Республики Хакасия документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии (Рабочей группы) до истечения установленного срока. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
Данные документы регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией соответствующей избирательной комиссии по делопроизводству для регистрации входящих документов, если не установлен иной порядок регистрации.
При приеме документов проверяются наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, списков кандидатов, а также их соответствие утвержденной форме либо присутствие в них всех необходимых данных. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом (доверенным лицом).
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатами (доверенными лицами), уполномоченными представителями избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
Протокол об итогах сбора подписей регистрируется с использованием подсистемы документооборота ГАС "Выборы" в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии для регистрации входящих документов.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
В случае, если для проверки подписных листов используется специальное программное обеспечение ГАС "Выборы", то данные протокола об итогах сбора подписей вводятся в ГАС "Выборы".
Подписные листы регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала определенное количество подписей избирателей, не превышающее 100 подписей (применение такой рекомендации позволит установить папку как наиболее удобную единицу случайной выборки);
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
2.2. Уточнение протокола об итогах сбора подписей
В случае, если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом), либо уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Уточненный протокол составляется и распечатывается непосредственно в избирательной комиссии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
2.3. Проведение случайной выборки
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона, части 3 статьи 30 Закона Республики Хакасия проверке подлежат не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Случайная выборка проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей непосредственно после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов и иных связанных с ними документов. Как правило, таким документом является справка (подтверждение), в которой перечисляются все документы, фактически представляемые для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Справка регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии.
Количество проверяемых подписей должно быть равным для всех кандидатов.
Учитывая, что в одномандатных и многомандатных избирательных округах на выборах в органы местного самоуправления, для регистрации кандидатов, как правило, требуется представить небольшое количество подписей, наиболее предпочтительно проводить проверку всех представленных подписей.
Избирательная комиссия должна обеспечить оповещение и беспрепятственный доступ указанных лиц в помещение, где будет проводиться случайная выборка.
Случайная выборка может осуществляться либо путем обращения к соответствующей функции подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел, либо может проводиться путем отбора номера папки и номера подписного листа, которые определяются путем жребия с использованием жетонов, конвертов и т.д.
Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей. В случае, если протокол уточнялся в ходе проверки, то используются данные уточненного протокола.
Единицей случайной выборки может быть либо вся папка с подписными листами, что предполагает последующую проверку всех подписей в папке, отобранной для проверки, либо отдельный подписной лист, в этом случае проверяются отдельные листы из папки.
И в том, и в другом случае расшивание сброшюрованных и заверенных кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательного объединения, папок с подписными листами не допускается.
Как показывает практика, целесообразно, чтобы единицей случайной выборки была папка с подписными листами. В этом случае в первых папках проверяются все листы, а в последней папке проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения указанного объема случайной выборки.
Результаты случайной выборки необходимо оформлять протоколом, который подписывается кандидатом или его доверенным лицом либо уполномоченным представителем избирательного объединения и руководителем Рабочей группы (либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии). Протокол случайной выборки регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии. Один экземпляр протокола либо его копия под роспись выдаются кандидату или его доверенному лицу, уполномоченному представителю избирательного объединения.
В случае проведения дополнительной проверки подписей отбор подписных листов производится из числа папок с подписными листами, которые не были отобраны для первоначальной проверки, в порядке, установленном для первоначальной выборки. О проведении дополнительной выборки уведомляется кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие подписные листы.
Других дополнительных проверок не производится, и процедура случайной выборки более не повторяется.
Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно от проверяемых папок.
III. Проверка подписных листов
3.1. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 2 статьи 31 Закона Республики Хакасия после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
3.2. Основания признания подписей недостоверными
и (или) недействительными
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона, части 8 статьи 30 Закона Республики Хакасия недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона, частью 8 статьи 27 Закона Республики Хакасия избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Согласна части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия недействительными признаются:
1. Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом (подпункт "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 2 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона, части 3 статьи 27 Закона Республики Хакасия подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Согласно статье 4 Федерального закона к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что законом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства).
2. Подпись избирателя в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе с нарушением требований о внесении сведений о кандидате, оплате изготовления за счет избирательного фонда кандидата (подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 9 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе требований о внесении сведений о кандидате.
3. Подпись избирателя, сведения о котором внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (подпункт "д" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 5 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, части 8 статьи 27 Закона Республики Хакасия данные вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда.
4. Подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 5 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно части 2 статьи 27 Закона Республики Хакасия подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата, списка кандидатов.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем.
5. Подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 4 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, части 8 статьи 27 Закона Республики Хакасия избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официального ответа уполномоченного органа.
6. Подпись избирателя, собранная на рабочем месте, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсии, пособия, стипендии, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи и в других местах, где сбор подписей запрещен, а также при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, под принуждением и за вознаграждение (подпункт "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 10 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона, части 3 статьи 27 Закона Республики Хакасия в указанных местах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается.
Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов.
7. Подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем (подпункты "е" и "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункты 6 и 7 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения.
8. Подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 3 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Соответствующая подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к проверке подписных листов.
9. Подпись избирателя, дата внесения которой выполнена избирателем несобственноручно (подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 3 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки).
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, списка кандидатов только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
10. Подпись избирателя, данные о котором внесены не лицом, осуществлявшим сбор подписей, и не самим избирателем (подпункт "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 11 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, части 8 статьи 27 Закона Республики Хакасия данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо по его просьбе лицом, собирающим подписи.
В случае если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.
По этому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, данные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей (используется образец его почерка либо из списка лиц, осуществлявших сбор подписей (в случае его представления), либо из заверительной записи подписного листа).
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
11. Подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей; все подписи избирателей, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (подпункты "н" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункты 12 и 13 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя, лица, осуществлявшего сбор подписей, кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе (в случае, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата).
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является.
12. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не достигшим к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Аналогично пунктам 5 и 8 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными либо проверяющим самостоятельно, либо на основании официальных справок уполномоченных органов.
13. Подпись избирателя в случае, если соответствующий подписной лист не заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата либо хотя бы одна из этих подписей выполнена не собственноручно (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта-почерковеда.
14. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта-почерковеда (в случае внесения даты не собственноручно).
15. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Аналогично пункту 7 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта-почерковеда.
16. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункт 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия).
Аналогично пункту 10 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными на основании заключения эксперта-почерковеда.
3.3. Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 15 статьи 30 Закона Республики Хакасия результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае, если избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.
Результаты проведения дополнительной проверки подписных листов оформляются в порядке, установленном для первоначальной проверки.
IV. Оформление итогов проверки подписных листов
4.1. Составление итогового протокола
проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 15 статьи 30 Закона Республики Хакасия по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем Рабочей группы - членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса - и представляется комиссии для принятия решения. В протоколе указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенную руководителем Рабочей группы копию ведомости проверки подписных листов, в которой указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов-почерковедов (если они составлялись в виде отдельного документа).
В случае если предусмотрено проведение дополнительной проверки и по завершении проверки первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей превысит установленный законом максимум, целесообразно составить протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки. Данный протокол подписывается руководителем Рабочей группы, после чего руководитель Рабочей группы дает указание на проведение дополнительной проверки в порядке, установленном для первоначальной проверки.
Если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, дальнейшая проверка, в том числе дополнительная, не проводится.
4.2. Рассмотрение возражений кандидатов
(доверенных лиц), уполномоченных представителей
избирательных объединений
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на заседании избирательной комиссии.
4.3. Подготовка документов для рассмотрения
на заседании избирательной комиссии
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, частью 15 статьи 30 Закона Республики Хакасия итоговый протокол прилагается к постановлению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
В постановлении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата или его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, в постановлении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
V. Хранение подписных листов и иных документов
Не отобранные для проверки папки с подписными листами, а также проверявшиеся подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), протоколы случайной выборки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (при оформлении таковых), должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет руководитель Рабочей группы.
Указанные документы подлежат хранятся не менее одного года со дня официального опубликования (публикации) результатов выборов.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Приложение
к Рекомендациям по приему и
проверке подписных листов
для проверки достоверности
подписей избирателей и
данных об избирателях,
поставивших свои подписи
в поддержку выдвижения кандидата
на должность главы
муниципального образования,
кандидатов, списка
кандидатов в депутаты
представительного органа
муниципального образования
в Республике Хакасия
Ведомость проверки подписных листов № ___ <*>
Кандидат (избирательное объединение)
___________________________________________________________________________
_________________
(ФИО, кандидата, наименование избирательного объединения)
___________________________________________________________________________
(наименование избирательной кампании)
Папка N__________
Листов в папке____________
Подписей в папке________________
№ п/п
№ листа в папке
№ строки на листе
Отметка о недостоверности и (или) недействительности подписи
Основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в соответствии с Законом Республики Хакасия)
--------------------------------
<*> Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую
проверяемую папку.
Ведомость составил ________________________________________________________
Эксперт ___________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: