Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 20.07.2015 по делу N 3-42/2015 <О признании недействующими подпункта "а" пункта 4, пункта 5, подпунктов "а", "б" пункта 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу № 3-42/2015

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дементьева Сергея Алексеевича, Дементьевой Нины Алексеевны, Филатовой Валентины Николаевны, Бугаева Николая Григорьевича, Бугаевой Татьяны Анатольевны, Карась Палины Семеновны, Афонина Евгения Ивановича, Афониной Галины Михайловны, Сороки Ольги Антоновны, Юшковой Нины Петровны о признании недействующими подпункта "а" пункта 4, пункта 5, подпунктов "а", "б" пункта 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241,

установил:

Постановление Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241 "Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" (далее - постановление Правительства РХ № 241) опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2015 года.
Данным постановлением утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее - Порядок).
Дементьев С.А., Дементьева Н.А., Филатова В.Н., Бугаев Н.Г., Бугаева Т.А., Карась П.С., Афонин Е.И., Афонина Г.М., Сорока О.А., Юшкова Н.П. обратились в суд с заявлением об оспаривании подпункта "а" пункта 4, пункта 5, подпунктов "а", "б" пункта 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241.
В обоснование требований пояснили, что названные положения противоречат федеральному законодательству, так как в нарушение требований абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливают ограничения в части возмещения ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Указали, что названный закон не ставит в зависимость возмещение ущерба от наличия в собственности пострадавших от чрезвычайных ситуаций граждан количества имеющегося у них и у их членов семьи другого жилья.
Заявители в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Дементьева С.А., Дементьевой Н.А. - Буханченко Т.Н., действующая на основании доверенностей, доводы заявления поддержала по основаниям, изложенным в нем, обратила внимание, что пункты Порядка нарушают права заявителей на возмещение ущерба, причиненного их имуществу в результате пожара 12 апреля 2015 года, так как на основании оспариваемых положений заявителям было отказано во включении в списки граждан, имеющих право на меры поддержки, по причине наличия у заявителей (у членов их семьи) в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Представитель Правительства Республики Хакасия Тимченко А.Г., действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв на заявление, указав, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Согласно ст. 88 Конституции Республики Хакасия (далее - Конституция РХ) исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия. В состав Правительства Республики Хакасия входят Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, первый заместитель и заместители Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия (ст. 93 Конституции РХ).
Статьей 97 Конституции РХ предусмотрено, что Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия.
Согласно ст. 10 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия.
В силу ч. 1 ст. 28 указанного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
24 мая 2015 года Правительством Республики Хакасия принято постановление № 241 "Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия". Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2015 года (номер публикации 1900201505260001).
На день рассмотрения дела постановление Правительства РХ № 241 действует в редакции от 24 мая 2015 года.
Данным постановлением утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее - Порядок).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 7 в соответствии с целями социального государства установление гарантий социальной защиты населения, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, относя соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.
В силу п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
По смыслу названных конституционных положений, региональный законодатель, обладающий широкой дискрецией при осуществлении правового регулирования в субъекте Российской Федерации, обязан исходить из того, что принимаемые им законы (иные нормативные акты) не должны противоречить федеральным законам, иным правовым актам.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу подп. "а", "з" ст. 10 Закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации: издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подп. "а", "л" п. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ).
Абзацами 2, 7 п. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Закона № 68-ФЗ).
30 апреля 2015 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 429 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры" (далее - постановление Правительства РФ № 429).
Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" закрепляет, что официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Текст постановления Правительства РФ № 429 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 05 мая 2015 года (номер публикации 0001201505050001). Из пункта 4 постановления следует, что оно вступает в силу с даты его официального опубликования.
Пунктом 1 указанного постановления утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 709 (далее - постановление Правительства № 709) утверждены изменения в Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 429 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры".
Текст постановления Правительства РФ № 709 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 июля 2015 года (номер публикации 0001201507160029). Из пункта 2 постановления следует, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Таким образом, на день рассмотрения дела постановление Правительства РФ от 30.04.2015 № 429 действует в редакции постановления от 16.07.2015 № 709.
В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края (далее - субъекты Российской Федерации), а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры (далее соответственно - меры поддержки граждан, пожары, трансферты).
Согласно п. 2 Правил трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2015 год на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Подпункт "а" пункта 4 Правил устанавливает, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Из системного анализа Правил (в ред. от 16.07.2015) следует, что одним из условий возникновения права на получение мер поддержки в виде строительства (предоставления) жилого помещения, приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, обладают, в том числе граждане, имеющие другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади помещения, установленной в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 4 Порядка предусмотрено, что меры поддержки предоставляются: гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных во время пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пунктом 5 Порядка установлено, что меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с гражданином его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.
Основаниями для отказа во включении в списки, согласно подпунктов "а", "б" пункта 19 Порядка, указаны: несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка; наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Оспариваемые положения Порядка не закрепляют (лишают) право граждан, имеющих другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади помещения, установленной в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, на получение мер поддержки в виде строительства (предоставления) жилого помещения, приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в региональном акте не закреплены (не воспроизведены) положения федерального нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, в части отсутствия всех оснований получения (предоставления) мер поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, что влечет установление иного правового регулирования.
В пункте 25 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 обращено внимание, что, если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Исходя из изложенного, подпункт "а" пункта 4, пункт 5, подпункты "а", "б" пункта 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241, признаются недействующими.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 (абз. 2) постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 разъяснено, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Оспариваемые положения республиканского нормативного правового акта вошли в противоречие с федеральным нормативным правовым актом с 16 июля 2015 года - с даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации № 709, следовательно, именно с данной даты признаются недействующими.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).
В пункте 30 (абз. 1) постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 указано, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.
Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать недействующими с 16 июля 2015 года подпункт "а" пункта 4, пункт 5, подпункты "а", "б" пункта 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Е.П.РЕДЬКО


------------------------------------------------------------------